«Клеточка за клеточкой»
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Цели: помочь детям старшего дошкольного возраста подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
Задачи:
1. Развитие ручной умелости, глазомера, аккуратности, внимания, сосредоточенности.
2. Развитие пространственной ориентировки детей на листе бумаги.
3. Развитие чувства ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест.
4. Развитие изобразительных и графических умений детей в процессе изобразительной деятельности и с помощью графических упражнений.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Планируемый результат освоения детьми программы:
· развитие мелкой моторики рук (гимнастическое развитие);
· развитие зрительно-моторной координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой;
· развитие крупных движений и умения владеть своим телом;
· развитие пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела);
· развитие активной речи, словарного запаса;
· развитие мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
· развитие навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
Особых условий для реализации программы не требуется.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Тетради в крупную клетку;
простые карандаши;
набор образцов графических диктантов, штриховок;
альбомы,тетради, цветные карандаши;
развивающие игры и тетради с образцами заданий;
иллюстративный материал.
Программа занятий
Принципы построения программы.
1. От простого к сложному (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой (работы выполняются с помощью полученных знаний такие как: работы с тетрадями, авторучкой, простым карандашом и т. д).
3. Научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
4. Доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
5. Наглядность (наличие образца).
Содержание программы:
-специально организованные занятия;
-совместная работа воспитателя с детьми вне занятий;
-совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.
Основные формы и методы.
В программу включены упражнения, направленные на:
• повышение уровня активации больших полушарий мозга;
• развитие мелкой моторики и тактильной (кожной) чувствительности рук;
• развитие пространственных представлений;
• расслабление, нормализацию мышечного тонуса;
• массаж рук с различными предметами и обучение детей самомассажу рук;
Данная программа может быть полезна для воспитателей, родителей в качестве развивающих занятий, а также может быть использована в коррекционной работе с детьми.
Методы и приемы.
• Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, воздействуя на активные точки, связанные с корой головного мозга. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое.
• Любые пальчиковые упражнения, тренинги, разминки готовят детскую руку к письму. Пальчиковые игры приносят детям много пользы и радости. Количество и разнообразие упражнений зависит от фантазии педагога. Проводить такую работу следует по 2-5 минут ежедневно. У детей должно сложиться представление о расслаблении мышц, т. к. рукам нужен отдых. Упражнения можно выполнять за столом, инсценируя какие-либо истории, сказки, стихи при помощи пальцев. При помощи рук можно изобразить предметы и явления.
• «Поставить руку», подготовить ее к письму, поможет работа в прописях (графические упражнения, штриховка). Правила штриховки нетрудно запомнить. Штриховать надо в заданном направлении, соблюдая одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Такие упражнения развивают точное и уверенное владение карандашом, ручкой. Учат проводить непрерывные прямые, округлые, плавные линии, зигзагом. Учат раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.
• Подвижные игры и физминутки способствуют совершенствованию двигательной сферы детей, формирование координации движений рук и ног, умению ориентироваться в пространстве, регулировать свой мышечный тонус, развивают глазомер. Двигательная функциональная система оказывает благотворное влияние на весь организм и, особенно, на деятельность мозга.
При выполнении любых графических упражнений важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания. После каждого движения надо учить ребенка расслабиться. Здесь важны согласованность действия глаза и руки, пальцы должны слышать информацию глаз. Сравнивая собственные результаты и результаты работ детей, ребенок начинает овладевать навыками самоконтроля и самооценки.
Правильная красивая осанка – ключ к здоровью детей, поэтому внимание ребенка надо сосредоточить на выполнении гигиенических правил письма, на формирование учебной позы. На занятиях необходимо создавать доброжелательную обстановку, понимать всех и каждого ребенка. Видеть процесс роста и взросления дошкольника. Не забывать обращать внимание на то, как ребенок держит карандаш (ручку); как правильно располагает альбом, тетрадь для работы.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника