«Умелый карандаш»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка подготовительного дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему.

Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.

Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов проходят в системе, способствуют не только совершенствованию тонко координированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве, развивать моторику рук, способствовать освоению способов построения графических изображений геометрических фигур.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

К концу подготовительной группы предполагается развитие и совершенствование у детей:

- мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);

- крупных движений и умения владеть своим телом;

- пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела);

- активной речи, словарного запаса;

- мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;

- навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Условия реализации программы:

- систематическое проведение занятий;

- обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода;

- создание условий для самостоятельной деятельности детей;

- сотрудничество педагога с семьей. (Консультации для родителей, показ рабочих тетрадей, прописей).

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Средства для реализации программы.

Оборудование для занятий:

- доска, разлинованная в клетку;

- доска, разлинованная в линейку;

- рабочие тетради для детей;

- пенал: простые карандаши, ластик, линейка, точилка, цветные карандаши;

- набор геометрических фигур, танграммы;

- пластилин, нитки, крупа, песок, буквы-шаблоны;

- мозаика, конструктор.

Для совершенствования тонкой моторики и подготовки руки детей разработаны и предусмотрены следующие упражнения и комплексы:

· комплексы пальчиковой гимнастики (приложение № 1);

· комплекс графических диктантов, выполняемых на слух (приложение № 2);

· упражнения на развитие навыков штриховки;

· схемы для вырезания.

А также в повседневной работе для развития мелкой моторики детей предусмотрены следующие игры и занятия:

· мозаика по возрастающей сложности;

· цветные клубочки для перематывания;

· нанизывание бус, бисера, пуговиц;

· пластмассовые и деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу;

· лепка из глины, пластилина и соленого теста;

· набор детских эспандеров (для тренировки мускулатуры кисти рук);

· всевозможные шнуровки;

· наборы пластмассовых шаблонов для обведения (дикие и домашние животные, насекомые, овощи и фрукты и др.).

Программа занятий

1. Рисование по клеточкам.

Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.

2. Подготовка руки к письму.

Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Овладение строчкой.

Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала.

3. Пальчиковая гимнастика.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. 

"Пальчиковые игры« – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. 

4. Графические упражнения. Штриховка.

Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. 

Штриховка – одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают уверенность штриха.

5. Вырезывание ножницами.

Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания – навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму, а ее половину.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie