«Умелый карандаш»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка подготовительного дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему.
Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.
Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов проходят в системе, способствуют не только совершенствованию тонко координированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве, развивать моторику рук, способствовать освоению способов построения графических изображений геометрических фигур.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
К концу подготовительной группы предполагается развитие и совершенствование у детей:
- мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
- крупных движений и умения владеть своим телом;
- пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве – на примере собственного тела);
- активной речи, словарного запаса;
- мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
- навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
Условия реализации программы:
- систематическое проведение занятий;
- обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода;
- создание условий для самостоятельной деятельности детей;
- сотрудничество педагога с семьей. (Консультации для родителей, показ рабочих тетрадей, прописей).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Средства для реализации программы.
Оборудование для занятий:
- доска, разлинованная в клетку;
- доска, разлинованная в линейку;
- рабочие тетради для детей;
- пенал: простые карандаши, ластик, линейка, точилка, цветные карандаши;
- набор геометрических фигур, танграммы;
- пластилин, нитки, крупа, песок, буквы-шаблоны;
- мозаика, конструктор.
Для совершенствования тонкой моторики и подготовки руки детей разработаны и предусмотрены следующие упражнения и комплексы:
· комплексы пальчиковой гимнастики (приложение № 1);
· комплекс графических диктантов, выполняемых на слух (приложение № 2);
· упражнения на развитие навыков штриховки;
· схемы для вырезания.
А также в повседневной работе для развития мелкой моторики детей предусмотрены следующие игры и занятия:
· мозаика по возрастающей сложности;
· цветные клубочки для перематывания;
· нанизывание бус, бисера, пуговиц;
· пластмассовые и деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу;
· лепка из глины, пластилина и соленого теста;
· набор детских эспандеров (для тренировки мускулатуры кисти рук);
· всевозможные шнуровки;
· наборы пластмассовых шаблонов для обведения (дикие и домашние животные, насекомые, овощи и фрукты и др.).
Программа занятий
1. Рисование по клеточкам.
Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.
2. Подготовка руки к письму.
Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Овладение строчкой.
Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала.
3. Пальчиковая гимнастика.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.
"Пальчиковые игры« – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку.
4. Графические упражнения. Штриховка.
Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными.
Штриховка – одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают уверенность штриха.
5. Вырезывание ножницами.
Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания – навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму, а ее половину.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника