«Умелые пальчики»

Воспитатель высшей категории Медведева Алла Владимировна.
Воспитатель высшей категории
Медведева Алла Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка подготовительного дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему.

Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.

Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов проходят в системе, способствуют не только совершенствованию тонко координированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.

Принципы построения программы:

1. От простого к сложному (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой (работы выполнялись с помощью полученных знаний такие как: работы в тетрадях, авторучкой, простым карандашом и т. д).

3. Научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

4. Доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).

5. Наглядности (наличие образца).

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом; развитие психических процессов (мышление, произвольное внимание, память и др.) и личностных качеств (терпение, усердие, способность к самооценке и др.), формирующих навыки ориентации в тетради и выполнения письменных заданий.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Личностные результаты:

– соблюдать пра­вила вежливого поведения и речевого общения на занятиях;

– использовать полученные знания и умения для решения практических задач;

– формировать мотивацию к школьному обучению.

Метапредметные результаты изучения курса.

Регулятивные УУД:

-проговаривать последовательность действий на занятии;

-учиться работать по предложенному воспитателем плану;

-соблюдать правила посадки, положение руки, ручки и тетради при письме;

-правильно сидеть за партой при письме;

-знать упражнения для проведения физкультминуток;

-соблюдать правильное положение тетради и положение ручки в руке при письме правой и левой рукой;

-контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква, выбирать лучшую из написанных букв;

-принимать участие в выработке критериев для оценивания написанного;

-оценивать собственное написание с учетом выработанных критериев (разборчивое, аккуратное начертание образов).

Познавательные УУД:

-находить ответы на вопросы на иллюстрациях;

-делать простые выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других;

-договариваться в группе, совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Предметные результаты (характеристика деятельности обучающихся).

К концу года дети должны знать и уметь:

знать гигиенические правила письма;
уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме;
знать правильное расположение тетради и ручки при письме;
уметь правильно держать ручку, карандаш;
знать правила штриховки;
уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради;
знать правила работы с тетрадью;
уметь выполнять штриховку, соблюдая правила;
знать правила работы с ножницами;
уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры;
уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице;

уметь правильно держать ножницы и работать с ними.

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

Условия реализации программы:

· систематическое проведение занятий;

· обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода;

· создание условий для самостоятельной деятельности детей;

· сотрудничество педагога с семьей. (Консультации для родителей, показ рабочих тетрадей, прописей).

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Средства для реализации программы.

Оборудование для занятий:

- доска, разлинованная в клетку;

- доска, разлинованная в линейку;

- рабочие тетради для детей;

- пенал: простые карандаши, ластик, линейка, точилка, цветные карандаши;

- набор геометрических фигур, танграммы;

- пластилин, нитки, крупа, песок, буквы-шаблоны;

- мозаика, конструктор.

Для совершенствования тонкой моторики и подготовки руки детей разработаны и предусмотрены следующие упражнения и комплексы:

· Комплексы пальчиковой гимнастики (приложение № 1).

· Комплекс графических диктантов, выполняемых на слух (приложение № 2).

· Упражнения на развитие навыков штриховки.

· Схемы для вырезания.

А также в повседневной работе для развития мелкой моторики детей предусмотрены следующие игры и занятия:

· Мозаика по возрастающей сложности.

· Цветные клубочки для перематывания.

· Нанизывание бус, бисера, пуговиц.

· Пластмассовые и деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу.

· Лепка из глины, пластилина и соленого теста.

· Набор детских эспандеров (для тренировки мускулатуры кисти рук).

· Всевозможные шнуровки.

· Наборы пластмассовых шаблонов для обведения (дикие и домашние животные, насекомые, овощи и фрукты и др.).

Программа занятий

В программу включены упражнения, направленные на:

• повышение уровня активации больших полушарий мозга;

• развитие мелкой моторики и тактильной (кожной) чувствительности рук;

• развитие пространственных представлений;

• расслабление, нормализацию мышечного тонуса;

• массаж рук с различными предметами и обучение детей самомассажу рук.

Данная программа полезна для воспитателей, родителей в качестве развивающих занятий, а также может быть использована в коррекционной работе с детьми.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie