«Умелые пальчики»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка подготовительного дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему.
Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.
Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов проходят в системе, способствуют не только совершенствованию тонко координированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.
Принципы построения программы:
1. От простого к сложному (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой (работы выполнялись с помощью полученных знаний такие как: работы в тетрадях, авторучкой, простым карандашом и т. д).
3. Научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
4. Доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
5. Наглядности (наличие образца).
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом; развитие психических процессов (мышление, произвольное внимание, память и др.) и личностных качеств (терпение, усердие, способность к самооценке и др.), формирующих навыки ориентации в тетради и выполнения письменных заданий.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Личностные результаты:
– соблюдать правила вежливого поведения и речевого общения на занятиях;
– использовать полученные знания и умения для решения практических задач;
– формировать мотивацию к школьному обучению.
Метапредметные результаты изучения курса.
Регулятивные УУД:
-проговаривать последовательность действий на занятии;
-учиться работать по предложенному воспитателем плану;
-соблюдать правила посадки, положение руки, ручки и тетради при письме;
-правильно сидеть за партой при письме;
-знать упражнения для проведения физкультминуток;
-соблюдать правильное положение тетради и положение ручки в руке при письме правой и левой рукой;
-контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква, выбирать лучшую из написанных букв;
-принимать участие в выработке критериев для оценивания написанного;
-оценивать собственное написание с учетом выработанных критериев (разборчивое, аккуратное начертание образов).
Познавательные УУД:
-находить ответы на вопросы на иллюстрациях;
-делать простые выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других;
-договариваться в группе, совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Предметные результаты (характеристика деятельности обучающихся).
К концу года дети должны знать и уметь:
знать гигиенические правила письма;
уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме;
знать правильное расположение тетради и ручки при письме;
уметь правильно держать ручку, карандаш;
знать правила штриховки;
уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради;
знать правила работы с тетрадью;
уметь выполнять штриховку, соблюдая правила;
знать правила работы с ножницами;
уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры;
уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице;
уметь правильно держать ножницы и работать с ними.
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
Условия реализации программы:
· систематическое проведение занятий;
· обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода;
· создание условий для самостоятельной деятельности детей;
· сотрудничество педагога с семьей. (Консультации для родителей, показ рабочих тетрадей, прописей).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Средства для реализации программы.
Оборудование для занятий:
- доска, разлинованная в клетку;
- доска, разлинованная в линейку;
- рабочие тетради для детей;
- пенал: простые карандаши, ластик, линейка, точилка, цветные карандаши;
- набор геометрических фигур, танграммы;
- пластилин, нитки, крупа, песок, буквы-шаблоны;
- мозаика, конструктор.
Для совершенствования тонкой моторики и подготовки руки детей разработаны и предусмотрены следующие упражнения и комплексы:
· Комплексы пальчиковой гимнастики (приложение № 1).
· Комплекс графических диктантов, выполняемых на слух (приложение № 2).
· Упражнения на развитие навыков штриховки.
· Схемы для вырезания.
А также в повседневной работе для развития мелкой моторики детей предусмотрены следующие игры и занятия:
· Мозаика по возрастающей сложности.
· Цветные клубочки для перематывания.
· Нанизывание бус, бисера, пуговиц.
· Пластмассовые и деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу.
· Лепка из глины, пластилина и соленого теста.
· Набор детских эспандеров (для тренировки мускулатуры кисти рук).
· Всевозможные шнуровки.
· Наборы пластмассовых шаблонов для обведения (дикие и домашние животные, насекомые, овощи и фрукты и др.).
Программа занятий
В программу включены упражнения, направленные на:
• повышение уровня активации больших полушарий мозга;
• развитие мелкой моторики и тактильной (кожной) чувствительности рук;
• развитие пространственных представлений;
• расслабление, нормализацию мышечного тонуса;
• массаж рук с различными предметами и обучение детей самомассажу рук.
Данная программа полезна для воспитателей, родителей в качестве развивающих занятий, а также может быть использована в коррекционной работе с детьми.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника